Ейск-его история основания

Инициатива создания портового города у основания Ейской косы принадлежит войсковому атаману Черноморского казачьего войска Григорию Рашпилю, искавшему пути для сбыта товарного зерна и других сельскохозяйственных продуктов, производимых в то время в Черномории.  Идея была активно поддержана наместником Кавказским Светлейшим Князем М. С. Воронцовым, результатом деятельности которого явился Указ Государя Императора Николая I от 6 марта 1848 года № 22058 «О открытии на Азовском море в пределах войска Черноморского портового города Ейска. Сразу же после выхода манифеста об основании города, был назначен временный начальник — П. И. Литевский.
М. С. Воронцов  1856 г.

В 1849 году его уже заменил постоянный градоначальник — князь А. С. Голицын [3]. Днём основания города считается 19 августа (31 августа по новому стилю) 1848 года. Основатель города Ейска князь Михаил Семенович Воронцов — новороссийский генерал-губернатор, главнокомандующий отдельным Кавказским корпусом, наместник на Кавказе, генерал-фельдмаршал.  Руководя обширным Новороссийским краем, он проявил себя и как талантливый администратор. По его указанию благоустраивалась Одесса, были проложены дороги в Крыму. Добившись у Николая I согласия на основание Ейска,  Воронцов до конца своих дней заботился о его развитии.В тот год к Ейску со всей России потянулось множество переселенцев, руками которых и создавался город. Преимущественно это были выходцы из Великороссии и Малороссии. Были здесь крестьяне и купцы из Ставропольской, Екатеринославской губерний, воронежские и курские жители, выходцы из Бердянска, Таганрога, Мариуполя. О мужестве этих людей, которые прибыли практически в степь, омываемую с обеих сторон волнами моря, можно складывать легенды. Но именно климат, обильные богатые дары моря и плодородные степи за короткое время помогли освоиться переселенцам, наладить свой быт.

ул. Ленина              Ейский курорт

Уже в 1849 году был утвержден первый Генеральный план застройки города. Основатель Ейска генерал-фельдмаршал Михаил Воронцов тщательно продумывал план застройки города. Рассказывали, что в 1848 году во время посещения будущего города князь Воронцов положил на землю деревянную линейку и сказал: «Чтобы все улицы были такие же ровные». По его задумке, Ейск строили как идеальный Российский курорт.
Жители обязаны были возводить дома только по определенным образцам, это касалось не только фасадов, но даже крылечек и крыш. Архитекторы специально разработали 24 типа ворот с калитками и заборами. Ейские застройщики выбирали приглянувшиеся модели и должны были выполнить строительные работы так, чтобы не нарушить вид и общность архитектуры города.

Главная улица города — Черноморская — была названа в честь войска Черноморского (современная ул. Ленина). Проект предусматривал перпендикулярную перспективу 22 городских улиц, несколько площадей, а также центральный проспект. В 1854—1856 гг. был возведен Гостиный двор по периметру Базарной площади. Фасады сооружения различались декоративной отделкой.

Первая церковь в Ейске                                                                                     Гостиный двор

15 декабря 1849 года первый станционный смотритель в Ейске Фесенко открыл почтовое отделение со штатом в 4 человека.  Первый почтальон Ейска — Спиридон Дрожжин.                                                                                                                                       10 октября 1849 года — открыта первая церковь в Ейске — во имя Покрова Пресвятой Богородицы, сделанная из деревянного судна. 25 декабря того же года в ней состоялось первое богослужение. 26 февраля 1850 года — открытие в Ейске первой таможенной заставы. апрель 1850 года — построена первая деревянная пристань в лимане длиной в 37 сажень. 1852—1855 гг — строительство Гостиного Двора бердянским купцом М.Гуриарием. 1853 г. — в Ейске открыто первое церковно-приходское училище.

С развитием торговли было связано строительство гостиниц, постоялых дворов, амбаров для ссыпки зернового хлеба. Благодаря порту город получил возможность благоустроить улицы. В 1890—1897 гг. гранитным осколком Мариупольского карьера были замощены все улицы, окружающие Гостиный двор а также: ул. Михайловская (ул. К. Либкнехта) — до Полукруглой площади (пл. Пушкина), Ставропольская (ул. Мира) — до Сенной площади (территория завода «Полиграфмаш»), через Сенную площадь от нее по Екатеринодарской (Краснодарская) до Щербиновской (Б. Хмельницкого); Михайловская — от ул. Нахичеванской (Победы) до лимана; Тифлисская (Коммунаров) — от Таганрогской (Свердлова) до Нахичеванской; Таганрогская — от Черноморской (Ленина) до Воронцовского проспекта (К. Маркса);  Воронцовский проспект от Таганрогской к лиману до конца города, Черноморская улица — от Нахичеванской до Керченской (Советов); Керченская — от Черноморской до сквера. Все работы оплачивались из средств города. После 1898 года мощение городских улиц проводилось исключительно на специальные средства портовых сборов.

Первая в Ейске железная дорога                     Мощение городских улиц гранитным осколком

Освещение в Ейске становится регулярным в 1875 году. В разных частях города, преимущественно в центре, было поставлено 63 фонаря. Их количество увеличилось лишь через полтора десятка лет — к 1897 году их было 600 и обслуживало их 17 человек.

К началу XX века Ейск превращается в крупный центр международной торговли и становится культурным центром Юга России. В 1904 году по инициативе городских властей проводится реконструкция порта, а в 1911 году Акционерное общество  Ейской железной дороги, созданное по инициативе городского головы  В.В.Ненашева, открывает железнодорожное сообщение. С 1912 года в городе развивается курортное дело. На базе открытых на территории города запасов сероводородной воды и грязей Ханского озера возник бальнеологический курорт, существующий и в настоящее время.